Детская беспризорность и безнадзорность - это положение детей в обществе, характеризующееся отсутствием самых элементарных условий для их физического, нравственного и умственного развития. В каждом отдельном случае беспризорность и безнадзорность обуславливается конкретными обстоятельствами, независимо от социального устройства общества в целом. Массовой же, а, следовательно, и социально опасной она становится в результате тяжелейших социально-экономических и политических потрясений. Новейшая история России знает немало периодов всплеска детской беспризорности и безнадзорности, все они связаны с крупными историческими событиями. В первую очередь, это Гражданская война, голод начала 1930-х, Великая Отечественная война, распад СССР и последовавший за этим экономический кризис.
В случае с Ленинградом рост числа скитающихся детей и, как результат, уличной преступности пришелся и на первые послевоенные годы. Связано это с массовым наплывом несовершеннолетних в город. Многие из них - это проживавшие до войны в Ленинграде, но эвакуированные без семей дети. Самовольно, обходя административные препоны, они возвращались на малую родину в поисках родных и близких. Но, находя, зачастую, лишь занятые чужими людьми квартиры, вновь оказывались на улице. Немногим лучше складывалось положение ребят, хоть и возвратившихся в город с родителями, но также вынужденных проживать, где придется.
Немало прибывало в Ленинград и не имеющей до той поры никакой связи с городом молодежи. Это были бежавшие из колоний или просто скитающиеся по стране подростки. Они стремились в большой город в поисках средств к существованию.
В результате только за 1945 г. на улицах города было задержано 76787 детей, в том числе 68035 безнадзорных и 8752 беспризорных.
В 1946 – 1947 гг. ситуация с бездомными детьми еще более усугубилась из-за вновь возникших проблем с продовольственным обеспечением горожан. Тогда, на фоне страха о надвигающемся голоде, некоторые родители преднамеренно начали оставлять своих детей на улице из-за того, что были не в состоянии прокормить их.
Вопросы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью постоянно находились в поле зрения УМВД Ленинграда и Ленинградской области.
Сложившаяся в годы блокады система работы органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, в целом, показала свою эффективность. После войны ее оставляют без изменений, отлаженный механизм продолжает действовать, меняя только направления в работе. В основном, деятельность УМВД состояла в проведении массовых мероприятий по изъятию беспризорных и безнадзорных детей с улиц и других общественных мест, их санобработку, фильтрацию, дальнейшее устройство на объекты промышленности и сельского хозяйства, в семьи трудящихся, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), детские дома и детские трудовые колонии.
К 1947 г. ситуация стала переходить в критическую. Все службы, задействованные в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, работали в экстремальном режиме. Переполненные приемники-распределители города и области были открыты круглосуточно. 7 апреля 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР за № 857 «Об улучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей». В результате в 1947 г. в городе и области открывается 9 детских домов на 850 мест, что позволяет в значительной степени разгрузить детские приемники и довести в них количество беспризорных и безнадзорных детей почти до нормы.
С конца 1947 г. в Ленинграде и области идет постепенное снижение количества детей, находящихся в детских приемниках-распределителях.
В январе 1947 г. в Ленинградской области открывается первая детская трудовая колония (для мальчиков), впоследствии получившая название "Володарская". Всего же к 1950 г. в Ленинградской области насчитывалось две детские трудовые колонии и одна специальная трудовая колония. В них находилось 968 подростков при лимитной емкости 1200 мест. Основная задача детских трудовых колоний состояла в том, чтобы дать своим воспитанникам производственную квалификацию, которая могла бы обеспечить их самостоятельное существование после выхода из колонии.
Все эти меры, в сочетании с общим налаживанием благополучной социальной жизни общества, безусловно, приводили к тому, что ситуация с беспризорными и безнадзорными детьми постепенно стала исправляться. Но до окончательного решения вопроса было еще далеко.
Анализ преступности среди несовершеннолетних в начале 1950-х гг. показывал, что число уголовных преступлений, совершаемых этим контингентом, все еще остается очень высоким. 8 апреля 1952 г. Совет Министров СССР принимает постановление № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР». На государственном уровне открыто признавалось, что «в РСФСР все еще имеются факты беспризорности детей». Было подчеркнуто, что «во многих детских домах, ремесленных училищах, школах ФЗО и ФЗУ и детских приемниках-распределителях слабо поставлена воспитательная работа, не созданы надлежащие бытовые условия, не изжито грубое обращение работников с учащимися и воспитанниками и имеются факты самовольного ухода детей и подростков из этих учреждений».
Окончательно слово беспризорник исчезнет из советской периодической печати и официальных документов только в 1960-е гг. С этого периода будет считаться, что существуют лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями или воспитателями.

