Версия для слабовидящих

Внутригородское муниципальное образование
города федерального значения Санкт-Петербурга

Поселок

Ушково

Сегодня 16 апреля, вторник

Проблема поиска эффективных форм и методов противодействия силам терроризма и экстремизма является одной из актуальных социальных проблем, как для международного сообщества, так и для нашей страны.

Силовые методы борьбы с терроризмом и экстремизмом необходимы, но они носят чисто тактический характер. Стратегически же решить задачи, связанные с предупреждением конфронтационных процессов, можно лишь на основе системной деятельности профилактического характера, с использованием, в том числе, и возможностей общего и профессионального образования.

Одним из важнейших направлений профилактики терроризма и экстремизма международными документами и научным сообществом признается воспитание толерантности у подрастающих поколений, различных групп молодежи. Толерантность, по нашему мнению, как ценностно-смысловая характеристика сознания современного человека, составляющая его мировоззрения и установка поведения, может и должна рассматриваться также в качестве составляющей и показателя социального и духовно-нравственного здоровья подрастающих поколений россиян.

Возрастание влияния деструктивных форм социального поведения привело к закономерной актуализации проблем толерантности.

Вышеотмеченные тенденции свидетельствуют о наличии актуальной потребности в разработке научно обоснованных стратегий формирования толерантности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи региона. По нашему мнению, целесообразно разработать соответствующие воспитательные стратегии и на уровне ОУ в рамках целевых стратегических подпрограмм, ориентированных на проектирование и конструирование безопасной и здоровой образовательной и профессиональной среды. При разработке стратегии деятельности проектировочной группе важно, прежде всего разобраться в содержании базовых понятий, которые призваны стать ценностными основаниями целевых программ.

Понятие «толерантность» вошло в широкий обиход в связи с усилиями международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) по обеспечению стабильности в международных отношениях. В массовом сознании категория «толерантность» часто ассоциируется с такой социально-психологической характеристикой, как «терпимость». Возможно, это связано с этимологическим значением слова, восходящим к латинскому глаголу tolero – «нести», «держать», «терпеть». К тому же, основополагающий документ ООН, раскрывающий значение понятия «толерантность», назван «Декларация принципов терпимости» (1995 г.). Между тем, толерантность – понятие достаточно сложное и многоаспектное. «Толерантность, - указано в «Декларации принципов терпимости», - означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. … Толерантность – это единство в многообразии. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» (Париж, 1995).

Многочисленные исследования феноменологии и семантики рассматриваемого понятия (А.Г. Асмолов, Е.И. Шлягина, С.Н. Еникополов, Г.Н. Плахтенко, И.Б. Гриншпун, М.Б. Ишич, Д.В. Колесов, С.К. Бондарева, Б.С. Гершунский и др.) свидетельствуют, что толерантность – это фактор стабилизации отношений любых сообществ людей, социальных групп, межличностных отношений, преодоления внутриличностных конфликтов. Толерантность - ценностное отношение к людям, «проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним», признание права представителей иных культур, социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп иметь свою позицию, умение согласовывать интересы. Но она предполагает и признание самоценности своего «Я», ценности и значимости родной, отеческой культуры, развитое чувство любви к Отечеству. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов считают кроме того, что «проблема толерантности – это во многом проблема сдерживания индивидом своей негативности: в оценке, отношении, побуждении».

Сущность толерантности более четко осознается в рамках шкалы «толерантность – интолерантность». Терроризм и различные направления экстремизма (политический, националистический, религиозный, духовный и др.) прочно связаны с такими проявлениями интолерантности, как нарушение прав и свобод человека, сепаратизм, национализм, шовинизм, изоляционизм и пр. Названные явления можно с полным правом рассматривать в качестве проявлений социального и духовно-нравственного нездоровья отдельных социальных групп.

Для того чтобы подрастающий человек был не просто «потребителем» ментальных духовных ценностей (толерантности, доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, красоты и т.д.), но и их активным «генератором», необходимы добрая воля и скоординированные усилия государства, структур гражданского общества, системы образования, каждой конкретной личности.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!